ГЗА/ГЗСА

Горьковский завод автобусов/Горьковский завод специализированных автомобилей.

ГЗА-651
Год выпуска: 1949
Тип: Автобус
Марка: ГЗА/ГЗСА
Производитель: нет данных
ГЗА-651 - трехдверный капотный автобус с деревянным каркасом боковин и стальной наружной обшивкой, смонтированный на базе шасси грузовика ГАЗ-51 Горьковским заводом автобусов. Капотная часть автомобиля полностью повторяла переднюю решетку и капот ГАЗ-51. Кузов крепился к лонжеронам рамы при помощи стремянок, в салон которого вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки. Автомобиль не имел автономного отопления салона и был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 - сидячих. Из-за простоты изготовления автобусного кузова с деревянным каркасом производство копий ГЗА-651освоили Павловский, Курганский и Рижский автобусные заводы, а также некоторые авторемонтные заводы (Московский «Аремкуз», Тартуский, Донской, Киевский, Семёновский, Тоснинский, Каунасский, Апшеронский). Автомобиль имел гидравлический привод тормозов, полуцентробежное сцепление, гидравлические рычажные амортизаторы в подвеске передних колес, четырехступенчатую коробку передач и оснащался карбюраторным бензиновым двигателем мощностью 70 лошадиных сил рабочим объемом 3,4 л.
ГЗА-651 использовался на службе в системе НКВД СССР (позднее - МВД СССР), в том числе в региональных аппаратах Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР для перевозки групп сотрудников или доставки задержанных лиц.